Эссе. Моя педагогика.

Всходя на лестницы крутые,
В квартиры, светом залитые,
Прислушиваясь к звону клавиш,
И на вопрос даря ответ, скажи:
«Какой ты след оставишь?
След, чтобы вымыли паркет,
Или незримый, прочный след
В чужой душе на много лет»
Л. Мартынов


Оглядываюсь в прошлое на 20 лет. Вспоминаю…Просторный класс, залитый солнечным светом, раскрытые книги на партах, пристальный детский взгляд, на доске моей рукой выведено: «Первое сентября», и… первый звонок – первый в моей учительской жизни. С той минуты я окунулась с головой в стремитель-ную, бурлящую, суетливую, шумную и захватывающую школьную жизнь. Вначале больше учили меня. Помню мудрые советы моего первого завуча Валентины Петровны, 30 лет назад она была моей первой, самой лучшей и самой красивой учительницей – ей она и останется в моем сердце.

Шло время, незаметно летели дни… Я учила детей русскому языку и литера-туре. Я не давала уроки, как многие говорят, я их разыгрывала, как маленький спектакль. Мне хотелось очаровать детей еще одним необычным сюжетом, поставить перед ними, казалось бы, неразрешимый вопрос и вместе найти ответ, мне хотелось потрясти их необычной судьбой писателя, чтобы они по-любили книги, оценили богатство и красоту нашего родного языка, научились совершать настоящие благородные поступки. И вот – первые удачи моих учеников. Первые места в олимпиадах, конкурсах – и огромная радость за них, и необычайный восторг, и удовлетворение у меня как учителя.

Никогда не забуду мою первую постановку спектакля по пьесе Н.В.Гоголя «Женитьба» с 10 «А». Тогда пришло мое увлечение театром и страстное жела-ние поразить моих учеников. Я хотела научить их думать, любить, ощутить всю полноту и красоту жизни. И когда, 10 лет спустя после школы, моя бывшая ученица Костюнина Полина, а сейчас успешная бизнес – леди, сказала мне, что до сих пор со своими друзьями ставит спектакли, что до сих пор они цитируют наизусть отрывки из «Войны и мира» Л.Толстого и всегда в свободные минуты обращаются к классике, и это им помогает идти по жизни, я поняла, что «моя педагогика» оставляет «незримый, но прочный след в чужой душе на много лет». В этом и есть моя судьба. Жизнь, отданная детям, школе.

Помню все шесть выпускных праздников. Счастливые сияющие лица, роскошные платья, необычайной красоты розы. Но особенно отчетливо в памяти остались первые два выпуска, когда я учила почти все классы и одно-временно была классным руководителем двух из них. Навсегда запомнила, как затих зал в ожидании моих слов, как встали мои ученики, выражая уважение и любовь. Не могу выразить те чувства, которые охватили меня. Мне хотелось воскликнуть вслед за Фаустом: «Мгновение – ты прекрасно, остановись!» И я поняла, что учитель – это не профессия, это состояние души.

И сегодня я полна волнений, новых идей, надежд. Ведь основа моей педаго-гики – постоянное самосовершенствование. Ставлю с детьми спектакли, учу их с помощью живого, эмоционального, яркого слова, и вместе с этим общаюсь с ними в сети через Интернет, потому что хочу воспитать в них качества чело-века XXI века: ответственность и адаптивность; коммуникативные умения; творчество и любознательность; критическое и системное мышление; умение работать с информацией и медиасредствами; межличностное взаимодействие и сотрудничество. Проектная деятельность учителя и ученика в этом лучший помощник. Вместе мы познаем этот сказочный и необъятный мир и идем «через тернии к звездам». Только хорошо образованный педагог может за-интересовать детей своим делом. Тогда скуке и праздности на уроках нет места. Под влиянием интереса активизируется восприятие, мышление, память, воображение, повышается работоспособность.

Педагог новой школы – это личность, педагог профессионал, психолог, исследователь. Это тот, кто всегда учится творчеству и творит - себя как личность, уроки, ученика. На нем огромная ответственность за каждое прикосновение словом, мыслью к душе ребенка. Моя философия – научить детей верить в себя и людей. Верно сказал Л.Толстой: «Не тот учитель, кто получает воспитание и образование учителя, а тот, у кого есть внутренняя уверенность в том, что он есть, должен быть и не может быть иным…» И я счастлива, что не работаю, а живу и наслаждаюсь общением с людьми, что люблю и любима, что нахожусь в гармонии с собой и окружающим миром.

И все это благодаря «моей педагогике».