Подготовка к заданию А3 (Средства речевой выразительности)

по материалам 
 доцента НГПУ
 Шевцовой Д.М.

Помните известную русскую пословицу: "Без труда не выловишь и рыбку из пруда"?

Невозможно подготовиться к заданию А3, не прилагая к этому никаких усилий!

Всё дело в том, что для правильного выполнения этого задания в первую очередь необходимо знать определения следующих средств речевой выразительности:

1. Метафора – это слово в переносном смысле. Чаще всего выражается глаголами, сущ.
Например: Ночь металась за окнами, то распахиваясь стремительным белым огнём, то сжимаясь в непроглядную тьму.

2. Олицетворение – наделение неодуш. предметов признаками и свойствами человека.
Например: Заговорили наши орудия. Вечор, ты помнишь, вьюга злилась.

3. Эпитет – образное определение предмета или действия. Чаще всего выражаются прил. и нар.
Например: Сквозь волнистые туманы пробирается луна, на печальные поляны льёт печально свет она.

НО: НЕ являются эпитетами прил., указывающие на отличительные признаки предметов и не дающие их образной характеристики.
Например: дубовый листок (дубовый – НЕ эпитет), осенний день (осенний – НЕ эпитет)

4. Сравнение – сопоставление одного предмета с другим. Сравнение может быть представлено:

а) формой сравнительного оборота, присоединяемого с помощью союзов КАК, ТОЧНО, СЛОВНО, БУДТО, КАК БУДТО, ЧТО (в значении союза КАК) Например: Хорошо и тепло, как зимой у печки, и берёзы стоят, как большие свечки.

б) сравнительным придаточным предложением
Например: Закружилась листва золотая в розоватой воде на пруду, словно бабочек лёгкая стая с замираньем летит на звезду.

в) сущ. в Т.п.
Например: Морозной пылью серебрится его бобровый воротник.

5. Гипербола – преувеличение.
Например: Я тебе миллион раз говорил.

6. Литота – преуменьшение.
Например: Ваш шпиц, прелестный шпиц, не более напёрстка.

7. Анафора – это повтор звуков слов или оборотов в начале отрывков, из которых состоит высказывание.
Например: Имя твоё – птица в руке,
Имя твоё – льдинка на языке…

8. Параллелизм – повтор смежных грамматических конструкций для подчёркивания их единства и образности.
Например: Не сияет на небе солнце красное,
Не любуются им тучки синие…

9. Градация – усиление значения слов благодаря эффекту нарастания. Например: Сейте разумное, доброе, вечное

10. Антитеза – противопоставление, основанное на параллелизме.
Например: Они сошлись. Волна и камень,
Стихи и проза, лёд и пламень.

11. Инверсия – необычный порядок слов. При необычном порядке слов:
а) подлежащее стоит после сказуемого
б) прилагательное после существительного
в) наречие после глагола
Например: Вот нахмурил царь брови чёрные…
(Обычный порядок слов: Вот царь нахмурил брови чёрные.)

12. Риторический вопрос – это вопрос, который ставится с целью усиления утверждения и на него не требуется ответа.
Например: На кого не действует новизна?

13. Риторическое обращение – подчёркнутое обращение к кому-нибудь с целью усиления выразительности.
Например: О Русь моя! Жена моя!

14. Однокоренные слова – слова с одинаковым корнем.
Например: ленивый, ленится, лентяй

15. Фразеологизмы – устойчивые сочетания слов.
Например: как кот наплакал, ни рыба ни мясо, ставить палки в колёса

16. Лексика разговорного стиля – слова, используемые в повседневно-бытовой сфере общения.
Например: реветь, дочурка, продажный

17. Перифраз - косвенное упоминание объекта путем не называния, а описания
Например: ночное светило = луна или "Люблю тебя, Петра творенье!"="Люблю тебя, Санкт-Петербург!"

18. Метонимия - образное обозначение предмета по одному из его признаков.
Например: «Все флаги будут в гости к нам», где под "флагами" подразумеваются "корабли"

19. Лексический повтор - намеренное повторение одного и того же слова, так выделяется ключевое слово, на значение которого нужно обратить внимание.
Например: Лениво дышит полдень мглистый,
Лениво катится река.
И в тверди пламенной и чистой
Лениво тают облака.

20. Оксюморон - сочетание несочетаемого.
Например: живой труп, пленница свободы, светлая тьма

РучкаНа свете ни единому уму,
Имевшему учительскую прыть,
Глаза не удалось открыть тому,
Кто сам не собирался их открыть.
И.Губерман
 
К урокам русского языка