Подготовка к заданию В8 (Способы связи слов в словосочетании)

по материалам 
 доцента НГПУ 
 Шевцовой Д.М.

В большинстве экзаменационных тестах задание В8 сформулировано так:

Замените словосочетание ОЗИРАЛАСЬ ГРАЦИОЗНО (предложение 21), построенное на основе примыкания, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

или так:

Замените словосочетание БАБУШКИНОЙ ЧЕРТОЙ (предложение 35), построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

Для тренировки предлагаю выполнить некоторые УПРАЖНЕНИЯ.

Предварительно рекомендую повторить ТЕОРИЮ по данной теме.

Ну а эти СОВЕТЫ помогут вам избежать ошибок при выполнении упражнений:

1. Найдите в данном словосочетании главное (то, ОТ которого можно задать вопрос к зависимому) и зависимое слова (то, К которому задаётся вопрос от главного). Например, ОЗИРАЛАСЬ (как?) ГРАЦИОЗНО.

2. Главное слово оставляем без изменения (то есть не меняем его грамматическую форму; в каком виде оно употребляется в задании, в таком виде и оставляем).

3. Теперь в центре внимания - зависимое слово! Определяем, какой частью речи оно выражено. Припримыкании оно чаще всего выражается наречием, присогласовании - прилагательным, при управлении -существительным.

4. Читаем в задании, какой тип связи мы должны получить.
Если необходимо преобразовать примыкание в управление, значит наречие заменяем синонимичнымсуществительным, можно использовать предлог (например, ОЗИРАЛАСЬ ГРАЦИОЗНО - ОЗИРАЛАСЬ С ГРАЦИОЗНОСТЬЮ).
Если нужно преобразовать согласование в управление, топрилагательное заменяем синонимичным существительным (например, БАБУШКИНОЙ ЧЕРТОЙ - ЧЕРТОЙ БАБУШКИ).

5. Обратите также внимание на место зависимого слова в словосочетании. Оно может измениться. Это наглядно демонстрирует второй пример: при согласовании зависимое слово находится ПЕРЕД главным (БАБУШКИНОЙ ЧЕРТОЙ), а при управлении - ПОСЛЕ главного (ЧЕРТОЙ БАБУШКИ).

А теперь попробуйте сами!

Задание 1. ЗАМЕНИТЬ ДАННЫЕ СЛОВОСОЧЕТАНИЯ СО СПОСОБОМ СВЯЗИ СОГЛАСОВАНИЕ СИНОНИМИЧНЫМИ СО СПОСОБОМ СВЯЗИ УПРАВЛЕНИЕ.

с предлогом:
1. бессонная ночь –
2. подземный переход –
3. алгебраическая задача –
4. школьный портфель -
5. плюшевый медвежонок -
6. приморский парк -
7. клетчатый шарф –

без предлога:
1. полковое знамя –
2. солнечная энергия –
3. лесной запах –
4. учительский стол -
5. конское ржание -

зависимое слово представляет собой неделимое словосочетание:
1. двухэтажное здание –
2. шестилетний ребёнок –
3. белоствольная берёза -
4. голубоглазая девочка -
5. островерхие ели -

Задание 2. ЗАМЕНИТЬ ДАННЫЕ СЛОВОСОЧЕТАНИЯ СО СПОСОБОМ СВЯЗИ УПРАВЛЕНИЕ СИНОНИМИЧНЫМИ СО СПОСОБОМ СВЯЗИ СОГЛАСОВАНИЕ.
(то есть делаем всё наоборот)

1. каша из гречки –
2. снаряд для спортсменов –
3. тропинка в гору -
4. человек без совести -
5. вопрос по литературе -
6. гостиница при вокзале -
7. костюм в полоску –

8. кусты сирени –
9. совет отца –
10. ком снега –
11. судьба матери –
12.занятия музыкой –

13.собака с гладкой шерстью -
14.ружьё с двумя стволами -
15.парень с рыжими волосами -
16.особняк в три этажа -
17.девушка двадцати лет -

Задание 3. ЗАМЕНИТЬ ДАННЫЕ СЛОВОСОЧЕТАНИЯ СО СПОСОБОМ СВЯЗИ ПРИМЫКАНИЕ СИНОНИМИЧНЫМИ СО СПОСОБОМ СВЯЗИ УПРАВЛЕНИЕ.

1. жалостно посмотрел –
2. смело спрыгнул –
3. устало шагал –
4. осторожно слез –
5. спокойно делал –
6. беззаботно жил -
7. бесшумно едет -
8. бесстрашно бросился –
9. бездушно пел –

Задание 4. ЗАМЕНИТЬ ДАННЫЕ СЛОВОСОЧЕТАНИЯ СО СПОСОБОМ СВЯЗИ УПРАВЛЕНИЕ СИНОНИМИЧНЫМИ СО СПОСОБОМ СВЯЗИ ПРИМЫКАНИЕ (делаем наоборот).

1. говорил с тревогой –
2. ждал с напряжением –
3. охранял с заботой –
4. глядел со смущением –
5. уезжал со спокойствием -
6. отзывался с гордостью –
7. сделал с аккуратностью –
8. плакал без звука -
9. поступил без жалости -

Знание - сила! Так что вооружаемся знаниями!


ТЕОРИЯ

Чтобы справиться с заданием В8, необходимо знать способы связи слов в словосочетании.
Этот теоретический материал поможет разобраться в данной теме.

Итак, в русском языке существует 3 способа связи слов в словосочетании:

1. СОГЛАСОВАНИЕ
2. УПРАВЛЕНИЕ
3. ПРИМЫКАНИЕ

Способ связи легче всего определить по зависимому слову.

Рассмотрим, какими частями речи выражаются зависимые слова при каждом типе связи.


СОГЛАСОВАНИЕ
При СОГЛАСОВАНИИ зависимое слово может быть выражено:

1.ПРИЛАГАТЕЛЬНЫМ
Например: зелёный луг

2.МЕСТОИМЕНИЕМ, похожим на прилагательное
Например: мой портфель

3.ПРИЧАСТИЕМ
Например: летящий шар

4.ПОРЯДКОВЫМ ЧИСЛИТЕЛЬНЫМ
Например: второй этаж



УПРАВЛЕНИЕ
При УПРАВЛЕНИИ зависимое слово может быть выражено:

1. СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫМ
Например: иду в школу

2. МЕСТОИМЕНИЕМ, похожим на существительное
Например: письмо для меня



ПРИМЫКАНИЕ
При ПРИМЫКАНИИ зависимое слово может быть выражено:

1. НАРЕЧИЕМ
Например: говорить тихо


2. ДЕЕПРИЧАСТИЕМ
Например: меняемся не глядя


3. НЕОПРЕДЕЛЁННОЙ ФОРМОЙ ГЛАГОЛА
Например: уехал учиться


ЗАПОМНИТЕ:

1. Способ связи определяется НЕ по главному, а только по зависимому слову!
2. Не важно, на какой вопрос отвечает зависимое слово в данном словосочетании, важно – какой частью речи оно выражено!
3. Грамматическая основа предложения (подлежащее и сказуемое) НЕ ЯВЛЯЕТСЯ словосочетанием!
4. Однородные члены предложения словосочетанием НЕ ЯВЛЯЮТСЯ!
5. Словосочетание – это сочетание двух САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ частей речи!

РучкаНа свете ни единому уму,
Имевшему учительскую прыть,
Глаза не удалось открыть тому,
Кто сам не собирался их открыть.
И.Губерман
 
К урокам русского языка